Бюджет мобильного бизнес-приложения: стоимость и срокиВсе большее число компании использует мобильные приложения в качестве инструмента для работы. Мобильный сервис может решать различные задачи: привлекать новых клиентов или помогать удерживать постоянных, предоставлять необходимый функционал сотрудникам, занятым на разъездной работе, помогать взаимодействовать с партнерами и многое другое.

Сколько стоит создание мобильных приложений для бизнеса, постараемся сегодня разобраться, ориентируясь на экспертное мнение разработчиков ИТ-компаний.

Стоимость: невозможно узнать заранее

По оценкам экспертов, диапазон цен на мобильные приложения очень широк. Верхней границы у него не существует в принципе, т.к. некоторые проекты развиваются годами, меняясь и приобретая новую функциональность от версии к версии. Мнения о нижней границе расходятся коренным образом, от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. Зарубежные источники озвучивают нижнюю границу также в очень широком диапазоне — $12−50 тыс.

Юрий Горшенин, технический директор студии Effetto, Красноярск:

«Изначально некомпетентно задавать вопрос о точной стоимости проекта. Бизнес-приложения слишком различаются по объему и сложности работ. В каждом конкретном случае стоимость рассчитывается индивидуально».

Сергей Могучев, основатель и управляющий партнер компании Anix LLC, Нижний Новгород:

«Вы получаете продукт, по качеству равноценный вложениям. При попытках сэкономить, можно получить нестабильное и неудобное приложение, которое фактически невозможно использовать для решения поставленных задач».

Александр Бындю, основатель и руководитель ByndyuSoft, Челябинск:

«Мы применяем эмпирический подход для разработки программ. По опыту можно судить, что невозможно составить спецификацию таким образом, чтобы, просто четко реализовав ее, получить на выходе то, что требуется. На практике задачи оказываются шире, чем мы изначально представляем. Зато эмпирический подход дает возможность углублять наше понимание предметной области, бизнес-процессов и рынка в процессе создания и улучшения проекта».

В современных ИТ-компаниях используются гибкие методологии разработки, которые позволяют реализовывать функциональность приложения небольшими порциями, согласовывая их непосредственно перед началом работы над новой версией. Такой подход удобен для разработчиков, повышает качество продукта и позволяет наиболее полно и точно поставить и решить именно те бизнес-задачи, которые необходимо. Единственное неудобство при такой работе заключается в отсутствии на старте объемного ТЗ, согласованных сроков и бюджета по всему проекту.

Юрий Горшенин:

«По опыту, на полноценное приложение для бизнеса уходит 2−3 месяца разработки, командой из 4 человек. Сделаем приблизительную оценку в российских реалиях (за рубежом эту цифру можно умножить на 5):

  • дизайнер 40 тыс. руб. в месяц;
  • разработчики — двое по 50 тыс. руб. в месяц;
  • менеджер — 60 тыс. руб. в месяц;
  • QA — 40 тыс. руб. в месяц.

Считаем: (40+50+50+60+40) тыс. руб. х 3 месяца = 720 тыс. Добавим налоги и, например, 20% — маржа, получаем ориентировочно 1 млн. рублей».

Таким образом, реализация мобильного приложения — итеративный процесс, а затраты рассчитываются исходя из оплаты труда специалистов, которые занимаются его разработкой. Чтобы обеспечить максимальную гибкость и заложить возможность изменять и дополнять требования к проекту, на каждом этапе разработки согласуется определенный объем работ, после которого версия приложения является полностью работоспособной. При необходимости, в дальнейшем таким же образом докупаются новые функции.

Сроки согласуются в процессе работы

На практике сроки обсуждаются не для проекта в целом, а, как и бюджет, для реализации отдельно взятых небольших и логически завершенных функций, которые необходимы заказчику. Приложение является работоспособным на любом этапе. После этого можно либо продолжить расширять функциональность, либо завершить работу, либо отложить доработки на будущее. Такой подход к бюджетированию и срокам называется «бережным».

Сергей Могучев, основатель и управляющий партнер компании Anix LLC, Нижний Новгород:

«Оценка сроков — один из самых сложных вопросов. Трудности, связанные с быстродействием, изменением требований, утверждением промежуточных результатов заказчиком, могут увеличивать срок разработки. Каждый заказной проект имеет уникальные требования, мы видим реализацию в общих чертах, но не можем предугадать все детали, возникающие в процессе. И эта проблема существует не только в Anix, а вообще в сфере разработки ПО».

Юрий Горшенин, технический директор студии Effetto, Красноярск:

«Сроки «на всю разработку» никак не рассчитываются — эти попытки оставьте детям. Есть какое-то количество денег и за эти деньги вы хотите получить набор работающих функций. По факту то, что происходит в России — просто на глаз. Любые попытки оценить в часах результат умственной деятельности — несколько наивны. Но правильно выделить эти функции может менеджер, который стоит  от 60 тыс. в месяц, с опытом работы в отрасли от 3 лет. Запас по срокам (на риски) закладывается в зависимости от сложности реализации той или иной функциональности. Также, помимо времени на разработку, выделяется время на тестирование и системную интеграцию. Задача менеджера следить за тем, чтобы сроки были адекватны поставленным задачам».

Александр Бындю, основатель и руководитель ByndyuSoft, Челябинск:

«Здравый смысл подсказывает, что нужно реализовывать ту функциональность, которая принесет прибыль. И, соответственно, не реализовывать ту, которая ее не принесет. Но в процессе кодирования и обсуждения требований возникает вопрос: а как разделить полезную и бесполезную функциональность? Какими приемами пользоваться, чтобы распознавать нужное? Заказчик оплачивает не временные затраты, а решение своих бизнес-задач, своей «боли». Команда разработчиков должна уметь выявлять и анализировать потребности клиента, чтобы максимально точно попасть в цель. Дотошное следование ТЗ не способствует приобретению таких навыков».

Опыт практической разработки успешных проектов показывает, что именно гибкость в процессе реализации может помочь проекту достичь цели — стать удобным и эффективным мобильным приложением. Согласно общему мнению экспертов, заказчикам необходимо настроиться не на четкие значения по цене и времени, а на то, чтобы совместно с разработчиком постараться наиболее точно выявить потребности, которые будет удовлетворять мобильный сервис. В таком случае затраты будут окупаемыми, а сроки реализации — гибкими, поскольку будет возможно планомерное развитие и доработка продукта, когда уже возможно использование базовой функциональности.

Для этого требуется глубокое изучение бизнес-процессов компании. Нередко, мобильная разработка использует формат «dedicated team», когда команда разработчиков буквально предоставляется в пользование заказчику для обеспечения максимально эффективного взаимодействия. В таком формате заказчик обладает полной информацией о том, на какой стадии находится проект в любой момент времени. Он может контролировать развитие проекта и участвовать в принятии решений, играя роль аналитика, который обладает максимальными знаниями о требованиях к приложению и о бизнес-процессах предприятия.